Каталог продукции

НА КАКОМ ЭТАЖЕ?

05.10.2018

Юридическая защита детских развлекательных центров при проведении государственных проверок

Тарас Буряк
Управляющий партнер
Юридической компании «LAW AMUSEMENT»

Трагический случай в 2018 году в ТРК «Зимняя вишня» в городе Кемерово, в результате которого погибли десятки людей, всколыхнул не только общественность, но и надзорные органы, которые сразу же вышли с проверками на территории торговых центров. Проверки, как карающий меч, обрушились на сотни детских развлекательных центров, многие из которых прекратили свою деятельность, не сумев совладать с мощью государственной машины и заранее не подумав о правовом оформлении необходимой документации.

Хотелось бы обратить внимание многих участников развлекательного рынка, что согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки делятся на две категории: плановые проверки, проводящиеся каждые 3 года, и внеплановые, которые проводятся по основаниям, предусмотренным законом, но чаще всего по жалобам на хозяйственную деятельность юридического лица.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, постановления о начале проверки с указанием требуемых документов и фиксации результатов в журнале проверок.

В последнее время владельцы развлекательных центров столкнулись с очень серьезной проблемой, ставящей под угрозу всю хозяйственную деятельность.
В нашей стране действует СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», в котором написано, что детские игровые зоны не допускается размещать выше второго этажа и дальше, чем 20 метров от эвакуационного выхода. Целесообразность нормы о недопустимости размещать детские игровые зоны выше второго этажа ничем не обусловлена.

Изначально предполагалось, что данная норма находится в своде правил, которые носили рекомендательных характер, но в 2015 году СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» приобрёл обязательную силу. Сколько с 2015 года торговых центров разместили игровых зон на 3/4/5 этажах и представить сложно, но уже известно, что около 400 развлекательных центров закрыто из-за необдуманного применения данной нормы. Чья-то рекомендация сейчас играет очень злую шутку с малым бизнесом, который в отличие от сильных лобби кинотеатров не может достойно вести борьбу на правовом поле с прокуратурой и МЧС.

Давайте разберёмся, что такое СП 118.13330.2012

«Общественные здания и сооружения» – это документ, содержащий требования к строительству. Однако МЧС при проверках использует его в совокупности с нормами пожарной безопасности (Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), и прокуратура идёт в суд с иском о прекращение деятельности центра.
Основная проблема, с которой столкнулись многие предприниматели и проверяющие органы, это трактовка понятия «детская игровая зона». К сожалению, наше законодательство совершенно проигнорировало определение данного термина. Наиболее подходящим вариантом является использование положений ГОСТ 53102-2008 «Оборудование детских игровых площадок. Термины и определения», где в п.7 установлено: «игровая зона детской игровой площадки – это пространство детской игровой площадки, в котором установлено оборудование и обеспечивается безопасность детей».
В соответствии со ст.6 ГК РФ если отношения не урегулированы законодательством, допускается применения аналогии закона или аналогии права.
Чтобы избежать претензий со стороны пожарного надзора РФ рекомендуется произвести расчеты пожарного риска для развлекательного центра.
Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Определение расчетных величин пожарного риска производится по методике определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приложение к Приказу МЧС РФ № 382 от 30.06.2009 г.)
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375, объекты, получившие положительное заключение НОР (Независимая оценка пожарного риска), не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет.

Основной проблемой ТРЦ и арендаторов, разместивших детские игровые площадки на этажах выше второго, стало тотальное игнорирование вышеуказанного СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» при заключении договора аренды помещений. При этом ТРЦ в данном случае выступает как лицо, которое вводит в заблуждение арендатора, желающего разместить детскую игровую зону на любом этаже выше второго. ТРЦ должен при сдаче площадей выше второго этажа озадачиться вопросом правильной трактовки существующих площадей, что должно полностью исключить случаи, когда детская игровая зона размещается на торговых площадях. Также основной задачей ТРЦ является юридическое оформление специальных технических условий.

Что такое этот пресловутый СТУ?

Специальные технические условия (СТУ) – технические нормы, разработанные для конкретного объекта капитального строительства, и содержащие дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта. Разработать СТУ возможно не только для вновь строящегося здания, но и для существующего здания. В 90% случаев, правоохранительные органы выносят предписание об устранении нарушений при размещение детских игровых зон именно в адрес торгового центра. После чего торговые центры начинают в одностороннем порядке расторгать арендные договора, не задумываясь о важнейшем вопросе – возмещение убытков владельцам детского игрового центра.

В соответствии со статьей 623 Гражданского Кодекса РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. В данном случае, если арендодатель в лице торгового центра выходит к арендатору с требованием расторгнуть договор, то он должен быть готов к возмещению неотделимых улучшений. Но в большинстве случаев, данные вопросы решают уже судебные органы.

Одной из основных проблем ряда детских игровых центров стало документальное ведение своей деятельности, которая часто должным образом не соблюдается, кроме крупных федеральных сетей. Как правило, у многих полностью или частично отсутствуют журналы визуального осмотра оборудования и проведения технических обследований, акты ежегодных проверок игровых зон на техническую исправность. Не всегда выполняются требования о проведения обучения пожарному техническому минимуму работников, игнорируются требования соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основная проблема, с которой столкнулись многие предприниматели и проверяющие органы, это трактовка понятия «детская игровая зона».

Многие работодатели игнорируют эксплуатационные документы поставщиков оборудования в плане не допуска на оборудование определенных возрастных категорий, вследствие чего возникают травмы у посетителей. На площадках в целях экономии фонда оплаты труда находятся меньшее количество операторов, чем предусмотрено документацией. В роли механиков игровых площадок выступают люди без профильного технического образования, что не позволяет им правильно обслуживать оборудование и вследствие этого допускаются нарушения, которые отражаются на безопасности. Многие работодатели игнорируют требования Трудового Кодекса РФ и принимают к себе работников без справок об отсутствии судимости, тем самым изначально обрекая себя на совершение административного правонарушения.

Только грамотное ведение документооборота в организации, полное выполнение требований законодательства и знание своих прав и обязанностей позволяет спокойно осуществлять деятельность по эксплуатации детских игровых центров на территории РФ.

Источник:
Информационно-рекламный журнал для профессионалов индустрии развлечений
«Аттракционы и Развлечения»